Страдание — как преодолеть

Формы страдания 

Откуда приходит боль души? Источники страдания можно отнести к четырем различным сферам. Все они известны каждому человеку.

Мы можем разделить их на категории:

1) Это телесные страдания из-за боли: раны, болезни, функциональные нарушения, такие, как расстройства сна, мигрень. Какие страдания может причинить одна лишь зубная боль! Так как человек представляет собой единое целое, его душа также испытывает боль, нагрузку, временами даже отчаяние, если имеет место телесная боль. Для того чтобы справляться с этой болью, а не только с психическими нагрузками, Виктор Франкл (Frankl, 1982) ввел понятие «душевное врачевание». Люди, больные телесно, особенно, тяжело больные, нуждаются также в психологической помощи и сопровождении.

2) Психические страдания из-за потери ценного: это чувство страха, тяжести и невзгод жизни, бесчувствие, пустота и психическая ранимость. Если кто-либо говорит нам гадость, обижает нас, изменяет нам, то причиняемое этим страдание можно назвать эмоциональным страданием.

3) Персональное страдание из-за самоотчуждения, Не-Бытия-самим-собой. Это страдание от потери идентичности – того, что является существенным для человека, для гармонии с самим собой. Это случается, когда другие нас обесценивают, не видят нас, насмехаются над нами, атакуют нашу интимную сферу, наши границы, обходят нас, а также, когда мы переживаем несправедливость или когда мы сами несправедливы по отношению к другим, когда из-за плохого обращения с другими нас мучают угрызения совести.

4) Экзистенциальное страдание из-за тщетности, бессмысленности. Это страдание от потери ориентации, от отсутствия более широкого контекста, смысла, в котором мы могли бы понять нашу жизнь и наши действия. Отсутствие надежды в итоге рождает отчаяние.

Модель пошагового преодоления страдания

Для преодоления скатывания в состояние страдания, для возвращения в мир и в жизнь надо следовать определенной модели поведения. Которая предполагает практические шаги. Эти шаги применимы при всех формах страдания. Они являются основой для обретения внутреннего мира. Так как часто совмещаются несколько областей страдания, будет полезным подготовиться ко всем возможным формам страдания.

Если причиной страдания является собственное «Мочь-Быть» в изменившихся условиях, то надо работать над своими проявлениями витальности. Следует снова укрепить «Мочь-Быть». Для этого полезно освоить Выдержать и «Мочь-Принять» страдание, чтобы суметь интегрировать его как данность в собственную жизнь. Это является важным потому, что нельзя построить бытие, которое основывается не на реальности. 

Принятие правды, которая соотносится с реальностью, составляет фундамент жизни. 

Процесс принятия надежно и надолго уменьшает боль и страдание, потому что мы истощаемся из-за соприкосновения с действительностью, которая оказывается иной. 

Действительность все время нас задевает, когда мы живем вне реальности.

Простое выдерживание страдания, боли, проблемы как данности нельзя приравнивать к пассивности. Это самое основное «Мочь» человека. Выдерживать страдание или даже мочь принять его как данность является важным, даже если, к счастью, достаточно часто все еще можно изменить. Поскольку последовательность преодоления страдания следующая: 

1. Страдание есть. Нельзя не уклониться от него, надо принять как данность, воспринять его и посмотреть на него. Чтобы смочь это, мы должны проверить, достаточно ли у нас сил, и почувствовать достаточную опору, чтобы взвалить страдание себе на плечи. Выдерживать означает не что иное, как нести страдание, «держать» его, пока оно не «закончится».

2 . Выдерживать означает принимать страдание как свое, пока оно не пройдет. Нести его до конца. Для этого требуется много силы, психической силы и готовности взять на себя неприятное. При этом следует оценить, позволяет ли страдание выжить человеку – только в этом случае человек может дать ему быть, позволить быть ему как данности, только, если у самого человека есть достаточно пространства и опоры, чтобы мочь быть.

На практике мы должны задать себе вопросы:

Могу ли я вообще выдержать эту проблему? — Насколько хватит сил? На один день? На один час? На неопределенное время?

• Я вообще готов попытаться это сделать? Или все во мне сопротивляется этому?

• Что дает мне защиту, пространство и опору, чтобы мочь быть?

3. Если страдание лишает радости жизни, необходимо снова укреплять «нравится» и отношения с жизнью, делая множество маленьких шажков. А затем принять принципиальное решение. Предпосылкой этого является обращение к страданию, к потерянным ценностям. Через установление отношений с изменившимся собой, чувствование близости и уделение себе времени, возникает грусть. В грусти мы переживаем, как к нам прикасается сама жизнь, которая снова заявляет о себе в нас. Через обращение к потере боль ощущается интенсивно и, благодаря этому, возникает чувствительность, которая проявляется в слезах и в сочувствии к самому себе. Чтобы мы смогли это, нам самим требуются отношения и близость, опыт которых у нас или уже накоплен или мы приобретаем этот опыт в ситуациях страдания, когда получаем заботу от других людей. Наряду с этими методическими указаниями можно задать себе конкретные вопросы, такие как:

Какие чувства вызывает у меня это страдание? Оно причиняет сильную боль? Могу ли я выдерживать эти чувства?

• Готов ли я заниматься этими чувствами? Взять их себе, жить с ними, потому что они являются частью меня и потери? Потому что они связывают меня с потерей и с моей жизнью? Хочу ли я, нравится ли мне жить вместе с ними? Несмотря на них?

• Достаточно ли у меня отношений с ценным, уделяю ли я ему достаточно времени, обретаю ли я к нему достаточно близости, чтобы мочь быть с моими чувствами? Возможно, со временем я смогу ощутить, как эти чувства приближают меня к себе, углубляют мои отношения с собой?

4. Если основа страдания в потере идентичности, Бытия-Собой, если его причина в самоотчуждении, в печали от того, что я утрачиваю себя, следует больше обращать внимание на то, что мы рассматриваем как правильное и подходящее нам, как подлинное. Речь идет об укреплении Бытия-Person, «Я-остаюсь-собой», которое утрачено вследствие каких-то событий или собственного поведения. Для этого необходима встреча с Person других. В ней Person обретает себя, может видеть, ощущать, отражаться и схватывать свою сущность. В процессах раскаяния, прощения и примирения Person вновь находит себя.

Страдание, несчастье, нужда бессмысленны для человека, который их переживает. Потому что, если смысл понимается как что-то, что представляет ценность, то страдание совершенно четко противоположно этому пониманию.

По природе страдание – это нечто, не имеющее ценности, потеря, разрушение, боль.

Взято из:

Лэнгле А. Почему мы страдаем? Понимание, обхождение и обработка страдания с точки зрения экзистенциального анализа // Национальный психологический журнал. – 2016.