Сказки 21 века

В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь и было у него… с этих слов начинается большинство сказок.

 Или так, жил- был Иван крестьянский сын (с уникальными физическими данными), и случилась беда (враг напал, царицу или царевну украли) и вот пошёл Иван спасать вызволять (на фоне государственной опасности крепостному было позволено покинуть родную землю, а так крепостные, конечно, никуда не ходили). И вот совершил подвиги ратные и взял в жены царскую дочь (ага Золушок), а после смерти царя сам править стал…

Когда то я задумалась почему так много сказок сочинялось именно про царя, царскую дочь — мол юна и прекрасна, купается в роскоши (в восточных сказках), гуляет в садах дивных и в услужении у неё куча мамок-нянек. И с девушками придворными она в прятки играет, а как случится у неё праздник какой, так она подарки распаковывает и диву даётся и дальше следует описание — какие коробки, какие подарки, какие женихи славные ей их подарили. 

Припоминаете сказки про Серого Волка, про Ивана Царевича, про Ивана Крестьянского сына, Свинопас, король Дроздовик, Царевна Несмеяна, Бременские Музыканты, Волшебная Лампа Алладина, 1001 ночь и другие сказки, которыми утешался простой народ в разных странах?

 Я специально для примера привела русские народные сказки, авторские европейские (хотя они взяты из народного же фольклора Европы) и восточные сказки.

Сказки уходят прошлое, сейчас все меньше родителей доверяют сказкам. Многим они кажутся длинными, скучными, а некоторые протестуют против пассивной и негеройской деятельности девушек и женщин в историях и легендах. И это неизбежное движение вперёд к другим способам найти утешение, отвлечься от повседневного, приобщиться к красивому и беззаботному миру.

Что нам предложил 21 век — интернет и легкое получение красивой картинки. Комиксы, фотографии или видео. Конечно огромное количество интернет платформ, приложений для размещения, обмена и комментариев. Современные сказки ближе, чем раньше — у каждого на ладони. Мифы 21 века изменились они стали короче, захватывают визуально (а не фантазийно-образно), и безусловно, более популярны, чем сказки в книгах или даже аудиоформата.

Приведу примеры некоторых современных сказок ежеминутно публикующихся в сторис и в инсте.

Есть где-то на белых пляжах Бали чудесная блогерша, ей меньше 18 лет, она Юна и сказочно богата, сегодня она проснулась от сказочной музыки, у неё на столике в кровати красивый завтрак из диковинных фруктов тщательно подобранных по таблице цветов и витаминов. Она ещё сонная, но уже накрашена, а прекрасные волосы растрепались равномерно. У неё красивая комната и божественный вид из окна, подписана фразочка, что у неё начинается рабочий день: она будет позировать на пляже для модного журнала, днём она расскажет что готовится к интервью, а вечером она расскажет, что после йоги на закате, она полетит на частном самолете бизнес-класса куда-то там. Конечно ее прекрасный принц будет рядом все время чем-то там отблескивать и оттенять ее успех и счастье. Она будет учить добру и помогать советом страждущим. Например как легко поддерживать диету, если заменить курицу на салат из маракуйи.

Или такая сказка, мы видим заполненную мелочами большую, светлую комнату. В ней удобно расположились за веселой игрой Мама пятеро ее детей, конечно, все во всем белом и они рисуют красками, весело всем. Мы видим по их красивым и счастливым лицам, что это занятие нравится и маме, и 15 летнему юноше, и 13 летней девочке, а уж малыши просто в восторге. Они мило испачкались. Далее мы рассматриваем комнату — дизайнерский ремонт и расстановка вазочек, за дорогими портьерами захватывающий вид из окна на безбрежные зелёные луга и горы в дымке. Мама ежедневно выкладывает до 5 разных картинок, рассказывая о своём успехе и счастье, о талантливых детях, и как легко поддерживать всю эту красоту только своими силами, ведь она хорошо высыпается, работает без напряжения и балует мужа ночными «сказками». 

Возможность оставить комментарий или сердечко, приобщает наблюдателя к общему информационному полю с героем историй. Возникает иллюзия- я видел своими глазами, я знаю, что это правда. Поэтому слова «сказка», «миф», «легенда», «художественный вымысел» не используются. Чьи-то красочные фантазии выдаются за правду и принимаются на веру миллионами людей, живущих по режиму работа-дом. Мы не знаем, верили ли люди древним сказителям. Думали ли они о том, что рассказанные истории правдивы. Мы можем сказать сейчас, что современные люди верят и пытаются приблизиться к мифам любой, чаще неоправданной ценой.

 Часто мы встречаем людей, которые в погоне за чужим счастьем и успехом растеряли, что имели, даже себя. 

Сказки, сторис и инсту можно использовать для созерцания, наслаждения красотой, для отвлечения от бытовых проблем. Но целиком уходить в вымышленный мир, хаотично приобретая атрибуты «красивой жизни» может быть опасно для психического здоровья.