Манипуляции в кабинете психолога

1. Манипуляция чувством долга (вина) и/или профессионализмом.

Краткий пример. «Вы ж психолог, скажите мне как быть!» Или, «я пришла, заплатила вам деньги, а вы не знаете как мне поступить». Или, «раньше, когда я  ходила к настоящему психологу…»

Цель манипулятора: вовлечь специалиста в свою игру, добиться желаемой реакции заботы, опеки, чтобы взял на себя ответственность за жизнь клиента. Чтобы психолог испытал желание помочь человеку, потратил больше времени, помог чем либо вне сессии.

Противоядие: не включаться в игру, не играть предложенную роль, сохранять отстранённость и верить что человек сам творец своей жизни. Даже если клиент уйдёт не получив удовлетворение это его выбор оставаться там же.

2. Манипуляция надеждой, часто комбинируется с манипуляцией тщеславием. Обычно это выглядит так: «Мы на грани развода! Только вы нам сможете помочь! Вы наша последняя Надежда!»

Цель манипулятора: включить эмоции, личную заинтересованность психолога в сохранении семьи, перетянуть на свою сторону. Один из супругов видит способ разрешить конфликт, и хочет найти союзника в борьбе против своего супруга.

Противоядие: не допускать своей эмоциональной вовлечённости, скептически воспринимать похвалу и «отзывы», готовиться ко встрече с «жесткой» стороной клиентов-манипуляторов. Даже лучший психолог может не подходить всем клиентам. Сохранять адекватность и «чистый взгляд» на свои профессиональные умения.

3. Сарказм, шутки, пассивная агрессия.

Для примера представим пару. На консультацию записывается женщина и приходит с мужем. Супруг не мотивирован, и скорее всего, согласился прийти под давлением. Он либо молчит и смотрит в сторону (сопротивление), либо выбирает ироничный тон, обесценивает происходящее в кабинете.

Цель манипулятора: получить удовольствие, убедить вторую половину, в том что ничего не получится, обесценить, унизить психолога и т.п.

Противоядие: это будет неприятная консультация, если у вас не получится «включить» сопротивляющегося в работу. Так или иначе, от совместной с психологом работы пара возьмёт ровно столько, сколько сможет. Революции не будет. Или будет. Главное опираться на собственную оценку происходящего. Манипуляции прекратятся, когда люди поймут, что они не работают. Этот период можно устоять.

4. Смещение акцентов. Конечно клиенты, рассказывая историю, преподносят себя в лучшем виде.

Противоядие: много уточняющих вопросов. Проясняйте любое «всегда» и «никогда». Каждый факт проверяйте по времени, по календарю, любыми способами. Дьявол кроется в деталях.

5. Эмоциональное заражение. Встречается в таком виде: внезапно, как-будто не в тему, клиент делает эмоциональное заявление. Сообщает о травме громко и с декларацией. 

Цель манипулятора: вызвать у психолога определенные эмоции, объявить всех врагами, а себя жертвой. Психолог попадает в ситуацию, где нужно выбирать — я помогаю жертве бороться со злым миром, или я такой же как они. Злой и жестокий, тоже причиню клиенту боль. Нейтральная позиция не предусмотрена.

Противоядие: не включаться в игру, не играть предложенные роли, сохранять отстранённость, ставить под сомнения диспуты и предрассудки. Разделить эмоциональный посыл и факт. Равновесие и доброжелательность сами по себе противоречат черно-белому воюющему миру. Если громкое заявление все-таки достигло цели, и консультант потерял самообладание, то следует вернуться немного назад, к тому месту, когда было равновесие. Затем снова попытаться отреагировать, переработать или переосмыслить новую «неудобную» информацию.

6. Уход от обсуждения. Перебивание, забалтывание или игнорирование неудобных тем. «Бомбардировка» вопросами.

7. Смещение темы, переход на обсуждение личности. 

Если хотите что-то добавить или спросить, пишите в комментарии в социальных сетях. Мне будет интересно.